Понятия со словосочетанием «искусственное сооружение»

Обходчик пути и искусственных сооружений — это работник железнодорожного транспорта, в обязанности которого входит осмотр состояния верхнего строения пути, искусственных сооружений, земляного полотна, выявление неисправностей и, по возможности, их устранение.

Связанные понятия

Ни́жнее строе́ние пути́ — элемент железнодорожного пути, на котором размещается верхнее строение пути.
Обделка (англ. Lining; нем. Verkleidung, нем. Verschalung; фр. Blindage, фр. Chemisage, фр. Coffrage; исп. Revestimiento, исп. Cubierta) — строительная конструкция, которая возводится вокруг горной выработки при строительстве подземного сооружения (различные тоннели, машинные залы гидростанций, газовые и нефтехранилища, станции метро и т.п.).
Виаду́к (фр. viaduc, происходит от лат. via — дорога, путь, duco — веду) — транспортное сооружение мостового типа, возводимое из камня, железобетона или металла на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.
Дноуглубительные работы — разновидность земляных работ, производимых под водой на дне водоёма с целью создания или углубления существующих подходных водных путей к портам, строительства причалов, мостов и других гидротехнических сооружений, прокладывания под водой трубопровода, а также для расширения и увеличения глубины водоемов. При выполнении дноуглубительных работ используются земснаряды, а также грунтоотвозные шаланды. Дноуглубительные работы разделяют на капитальные и эксплуатационные. Капитальные...
Рисберма (нидерл. rijsberm; rijs — ветка и berm — насыпь) — площадка в нижнем бьефе гидротехнического сооружения, укрепляющая дно водотока, предохраняющая его от размыва, выравнивающая пульсации и гасящая энергетику сбрасываемой в русло воды. Нередко располагается за водобоем и возводится в виде каменной отсыпи — наклонной каменной плоскости между несколькими рядами строительных свай, которая осуществляет постепенный переход от более мощных гидротехнических укреплений к менее мощным. Те элементы...
На́сыпь — сооружение из насыпного и уплотненного грунта. Используется, как правило, для сооружения автомобильных дорог, железнодорожных линий и каналов, чтобы избежать сильного перепада высот на транспортных линиях. Альтернативой насыпям может служить сооружение объездов или путепроводов. Помимо насыпей для схожих целей используется и выемка, там где грунт расположен изначально выше, чем требуется. Насыпи часто сооружаются с использованием грунта, полученного из выемки. Насыпь должна быть построена...
Водобой — гидротехническое обустройство нижнего бьефа, предназначенное для снижения размыва речного русла путём принятия на себя ударной энергии водяного потока, перекатывающегося через водосливную кромку. Как правило, водобой представляет из себя конструкционно усиленный фрагмент русла реки. В зависимости от вида плотины он может быть выполнен в виде бетонного (ряжевого, свайного) покрытия речного дна, которое может быть также дополнено водобойным колодцем, водобойной стенкой и специальными гасителями...
Земляные работы, переработка грунта — работы, включающие в себя разработку грунта, перемещение, укладку и уплотнение; входят в состав строительных работ.
Мостострое́ние, Строительство мостов — сооружение инженерных конструкций, обеспечивающих транспортным средствам и людям проезд/проход через природные и рукотворные препятствия: реки, проливы, долины, овраги, каньоны, каналы, водотоки, другие дороги, и соединяющие в единую сеть подобные транспортные системы.
Намыв — механизированный процесс гидравлической укладки с заданной плотностью грунтовых или горных пород в земляные сооружения.
У термина дерива́ция существуют и другие значения, см. деривация.Дерива́ция (от лат. derivatio — отведение, отклонение) в гидротехнике — отвод воды от русла реки в различных целях по каналу или системе водоводов.

Подробнее: Деривация (гидротехника)
Котлова́н — выемка в грунте, предназначенная для устройства оснований и фундаментов зданий и других инженерных сооружений.
Перемычка в гидротехнике — водонепроницаемое ограждение, предохраняющее гидротехнические сооружения или место работ от затопления во время строительства или ремонта. Перемычки сооружаются из грунта, камня, дерева, реже из бетона и металла.
Да́мба (от нидерл. dam) — гидротехническое сооружение, представляющее собой грунтовую насыпь трапецеидального сечения для регулирования водных потоков, иногда для защиты от снежных лавин и т. п. Верхняя часть дамбы может использоваться для дорог и других коммуникаций.
Эстака́да (фр. estacade) — протяжённое инженерное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролётов, предназначенное для размещения дороги или инженерных коммуникаций выше уровня земли с целью обхода занятой территории (чаще всего в городах) или транспортных потоков. Эстакады зачастую используют в качестве эстакадного подъезда к пролёту моста, а иногда для отделения автомагистрали от городской инфраструктуры (зачастую в метро).
Строительная площадка — ограждаемая территория, используемая для размещения возводимого объекта строительства, временных зданий и сооружений, техники, отвалов грунта, складирования строительных материалов, изделий, оборудования и выполнения строительно-монтажных работ.
Оросительная система — территория, на которой расположены гидротехнические (водозаборные и водонапорные сооружения, каналы, трубопроводы) и эксплуатационные (дороги, мосты) сооружения, опеспечивающие её орошение. Типы системы: открытые и закрытые.
Дю́кер (от нидерл. duiker, пришло в русский через нем. Düker «сифон») — напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки (канала), по склонам или дну глубокой долины (оврага), под дорогой, расположенной в выемке. Дюкеры используются в системах водопровода, канализации, орошения и т. п.
Железнодорожный мост — искусственное сооружение, которое строится для укладки полотна через водные препятствия. На небольших водотоках и суходолах устраивают малые мосты, трубы или лотки. Разновидностями мостов являются путепроводы, виадуки и эстакады. В местах пересечения железных и автомобильных дорог или двух железнодорожных линии строят путепроводы. Для пересечения ущелий, глубоких долин и оврагов строят виадуки, для пересечения с городской территорией — эстакады. Эстакады также строят на подходе...
Тонне́ль, или тунне́ль (из англ. tunnel от старофр. tonel, уменьшительное от tonne — бочка) — горизонтальное или наклонное подземное сооружение, одно из измерений которого (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту).
Согласно ГОСТ 32871-2014 под водопропускной трубой понимается инженерное сооружение, укладываемое в теле насыпи автомобильной дороги для пропуска водного потока. Аналогичные сооружения устраивают и на железной дороге.

Подробнее: Водопропускная труба
Подпо́р — в гидротехнике, повышение уровня воды по сравнению с «бытовым» (нормальным) уровнем. Подпор возникает при строительстве водопропускных сооружений на реках, ограничивающих водоток (например, плотин), но может также образовываться из-за природных условий: нагонного низового ветра, изменения конфигурации стока подземных вод, ледовых заторов и зажоров, завалов.
Регуляционное сооружение (также выправительное сооружение) — гидротехническое сооружение, созданное для «регулирования» (выправления формы и водного режима) русла реки с целью защиты от наводнения или обеспечения судоходства.
Осушительная система — избыточно увлажнённая территория, на которой расположены гидротехнические (осушительная сеть, шлюзы, насосные станции) и эксплуатационные (дороги, мосты, гидрометрические посты) сооружения, опеспечивающие её осушение. Типы системы: открытые и закрытые.
А́рочная плоти́на — разновидность выполненных из бетона, железобетона или каменной кладки плотин. В отличие от гравитационных и арочно-гравитационных, для обеспечения устойчивости этого типа плотин используется не вес самого сооружения, а только арочная конструкция, передающая нагрузку со стороны водохранилища на берега.
Низководный мост (НВМ) — искусственное сооружение (мост), возведённое для преодоления препятствия (река, озеро, болото, овраг, пролив и так далее) на небольшой (незначительно возвышается над горизонтом меженных вод) высоте над его поверхностью.

Подробнее: Низководные мосты
Проран — свободная (не перекрытая) часть русла реки, предназначенная для пропуска воды реки при строительстве гидротехнического сооружения; либо узкий проток в косе, отмели или спрямленный участок реки, образовавшийся в результате прорыва излучины в половодье.
Массивовая кладка — конструкция в виде кладки из бетонных блоков массой до 100 и более тонн, относится к гравитационным сооружениям. Применяется для возведения, молов, волноломов, причалов, опор: мостов, маяков, створных знаков, набережных.
Гидротехническое сооружение — объект для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод.
Железнодоро́жный тонне́ль — тоннель, предназначенный для движения поездов. Условно выделяются тоннели, проходящие через горный массив, тоннели, проходящие под водой, внутригородские тоннели, иначе называемые глубоким вводом. Тоннели метрополитена по своей сути также относятся к железнодорожным тоннелям.
Обвалова́ние — система заградительных сооружений (защитных дамб), или земляных валов для защиты территорий, подверженных потенциальному затоплению при изменении уровня поверхностных вод (половодье, паводок, приливы и ветровой нагон воды), а также для ограничения площади разлива нефтепродуктов вокруг резервуарных парков.
Гидроотвал — гидротехническое сооружение, предназначенное для складирования средствами гидромеханизации пустых пород, отходов горно-обогатительного и металлургического производства (вскрыши, хвостов обогатительных фабрик и др.) .
Подземные сооружения — объекты промышленного, сельскохозяйственного, культурного, оборонного, коммунального и другого подобного назначения, создаваемые под земной поверхностью, в массивах горных пород.
Насыпь в транспорте — сооружение из уплотнённого грунта (глины или камня), используемое для строительства дорог, железнодорожных путей или каналов, чтобы избежать перепада высот на пути и не изменять рельеф местности. Для тех же целей используется выемка, если высота выше требуемой.
Прохо́дческий щит — подвижная сборная металлическая конструкция, обеспечивающая безопасное проведение горной выработки и сооружение в ней постоянной крепи (обделки). Проходческий щит применяется при сооружении тоннелей различного назначения, при разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом. Проходческий щит является элементом конструкции некоторых видов тоннелепроходческих комплексов (ТПК).
Кюве́т (фр. cuvette — «лохань, таз») — небольшая канава, выемка трапецеидальной формы вдоль обочины автомобильной или железной дороги. Может находиться также вдоль велодорожки.
Выемка — земляное сооружение, выполненное путём срезки грунта по заданному профилю. При этом вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли. Существует несколько типов выемок...
Судопропускное сооружение — вид судоходных гидротехнических сооружений, предназначенный для пропуска судов между частями водоёма, уровни воды в которых могут различаться, либо между водоемами с разными уровнями воды.Различают шлюзовые системы, судоподъемные системы и судопропускные сооружения различных штормовых барьеров. В последнем случае эти сооружения могут иметь вид водонепроницаемых ворот, недоступных для прохода судов во время возникновения тех или иных нагонных явлений.
Анкер в грунте — устройство, служащее для передачи выдёргивающих усилий от строительных конструкций на грунтовую толщу.
Пролётное строение — несущая деталь моста, конструкция, перекрывающая пролёты между опорами (таким образом, мост состоит из опор и пролётных строений). Пролётное строение разделяется на несколько частей...
Большой железнодорожный путь — сложный комплекс линейных и сосредоточенных инженерных сооружений и обустройств, расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй.
Волнолом, волнорез или брекватер (устар. от англ. breakwater) — гидротехническое сооружение на воде (в море, в океане, водохранилище или реке), предназначенное для защиты береговой линии или акватории порта от цунами, течений льда и наносов. От мола отличается тем, что не примыкает к берегу.
Запру́да — гидротехническое регуляционное сооружение, временная низконапорная плотина, типично выполняемая как грунтовая насыпь. Запрудой также называется запруженный этим сооружением водоём. Запруды устанавливаются на небольших водотоках (второстепенных протоках, рукавах или малых реках) с целью достижения большего расхода воды в основном русле (например, для обеспечения судоходства) в межень или создания подпора для экстенсивного использования водных ресурсов.
Флютбет (нем. Flutbett, от Flut — «поток» и Bett — «ложе») — совокупность основных частей водосливной плотины (или другого напорного гидротехнического сооружения), создающих искусственное ложе для протекания водного потока. Термин употребляется, как правило, по отношению к низконапорным плотинам.
Основным нормативным документом при строительстве метрополитенов в России является СНиП 32-02-2003 «Метрополитены».

Подробнее: Строительство метрополитена
Тю́бинг (англ. tubing, от tube «труба») — элемент сборного крепления подземных сооружений (шахтных стволов, тоннелей и проч.). Наиболее распространены тюбинги тоннельной отделки, обычно кругового очертания. Тюбинги изготовляют из металла (чугуна, стали), железобетона.
Водовыпуск — искусственно-системное удаление воды из коллекторов, камер, трубопроводов.
Гидромеханизация, гидромеханизированный метод (от др.-греч. ὕδωρ — вода и др.-греч. mechane — орудие, машина) — способ производства земляных и горных работ, обогащения руды, при котором все или основная часть технологических процессов проводятся энергией движущегося потока воды.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я